Время работы:
пн-пт 9:00 - 18:00

Email: info@aliansco.ru
Skype: zayavka.ak

8(499) 701-99-35
многоканальный

Заказать звонок
Оставьте заявку

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время

Банковская гарантия (БГ) – это обязательство, выполнение которого должно отражаться в бухгалтерском учете организации. Так, если выдана или получена банковская гарантия, проводки в бухучете осуществляются согласно нормам Гражданского Кодекса Российской Федерации.

В данной статье мы расскажем о том, как отражаться БГ в бухучете принципала и бенефициара. Но сначала несколько слов о том, что представляется собой банковская гарантия как финансовый инструмент.

Получить консультацию

БГ – это обязательство кредитно-финансовой организации (закрепленное документально) по погашению задолженности своего клиента (принципала) перед третьим лицом (бенефициаром). Данное обязательство гарант принимает на себе по просьбе принципала; а исполнению оно подлежит при возникновении определенных обстоятельств, которые оговорены в соглашении.

Само собой, банк или кредитная организация другого уровня берет на себя данные обязательства на возмездной основе – он требует с принципала комиссию. Кроме того, в банковской гарантии прописывается и механизмы ее выплаты бенефициару. То есть, приходится делать, как минимум, две проводки. Итак, как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию.

Учет банковских гарантий в бухгалтерском учете

Если получена банковская гарантия, учет в бухгалтерии принципала начинается с того, что приходится отражать уплату комиссии за нее. Для этого применяются следующие проводки:

  1. комиссия уплачена банку – Дт76Кт51;
  2. факт включения комиссии в расходы – Дт91Кт76.

Отражение банковской гарантии в бухгалтерском учете производится в зависимости от ее целевого назначения. Но во многих случаях БГ направлена на погашение какой-либо задолженности, связанной с покупкой активов. А потому для учета банковской гарантии придется отразить сам факт приобретения объекта, а также включить в его стоимость комиссию за получение БГ – Дт 08 – при покупке основных фондов и Кт76 – по сумме гарантии.

А теперь рассмотрим, как отражаются БГ у бенефициара. Получатель банковской гарантии в зависимости от того, как исполняется основной контракт, может либо применить финансовый инструмент его обеспечения, либо нет.

Так как бенефициар – это и есть выгодоприобретатель по независимой БГ, то его отношения с гарантом регулируются статьей 378 Гражданского Кодекс РФ, пункт 1. То есть, банк имеет перед ним обязательства до тех пор, пока не будут завершены все расчеты.

Все это приводит к тому, что бенефициару приходит частично использовать забалансовый счет для учета банковской гарантии в бухгалтерском учете. И потому, если БГ все же применяется, должны быть задействованы следующие проводки:

  1. при получении банковской гарантии в сумме обязательства, которое гарантируется банком – Дт008;
  2. фиксируется задолженность принципала в той же сумме – Дт62 Кт90;
  3. с баланса списывается передаваемый принципалу актив – Дт90  Кт41.

В случае, если принципал поставку актива по договору так и не оплачивает, то задействуется банковская гарантия, и отражается это следующим образом:

  • необходимость выплаты в пользу бенефициара переходит на гаранта – Дт76 Кт 62;
  • от гаранта поступает оплата – Дт51 Кт76;
  • завершается использование банковской гарантии  - Кт 008.

Банковская гарантия: бухгалтерский и налоговый учет

Само собой, что отражать операции по банковским гарантиям приходится не только в бухгалтерском, но и в налоговом учете. И, в первую очередь, следует иметь в виду, что в операциях, связанных с использованием банковских гарантий, НДС не начисляется. Об этом прямо говорится в подпункте 3 пункта 3 статьи 149 Налогового Кодекса Российской Федерации. Однако данное правило не распространяется на НДС на товары, поставляемые бенефициаром – если это предполагается в договоренности сторон или при работе с ОСН.

Кроме того, есть еще ряд особенностей налогового учета банковских гарантий:

  • если оплата происходит со стороны гаранта, то принципал обязан отразить БГ как доходы, то есть, как выручку от реализации собственных услуг или товаров;
  • расходы, связанные с получением банковской гарантии, например комиссию, принципал может отнести как прочим расходам, так к внереализационным расходам - на свой выбор. Однако это должно производиться с учетом правоотношений с бенефициаром и характеристик гарантируемого актива.

Налоговый и бухгалтерский учет банковских гарантий производится как принципалом и бенефициаром, так и гарантом. Причем сам порядок такого учета зависит от правоотношений между бенефициаром и принципалом, а также от того, какие именно активы передаются от одной стороны к другой по основному договору.

И в этом есть свои нюансы, главный из которых – это применение особых счетов для такого учета, согласно положению Банка России № 579-П от 27 февраля 2017 года.

Заказать
Оцените материал
( Всего голосов - 0 )
Другие услуги
Проводки банковских гарантий
19.03 2018
Проводки банковских гарантий
На какой счёт отнести банковскую гарантию?
19.03 2018
На какой счёт отнести банковскую гарантию?
Как учитывать банковскую гарантию в бюджетном учреждении?
06.03 2018
Как учитывать банковскую гарантию в бюджетном учреждении?